Рубрика "ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА".
Рассказ о съемках картины "ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ" и ОПРОС.
Автор истории, театральный актёр Владимир Гуркин в 2006 году накануне своего юбилея рассказал о том, как появился на свет этот киношедевр. Все герои пьесы имеют реальных прототипов. Так, семья Василия Кузякина - это черемховские соседи Гуркиных. Когда драматург работал над "Голубями", то недолго думая, дал героям их фамилию.
- Все хотел поменять потом, да так и забыл, - говорит Владимир Гуркин.
А вот характеры Васи и Нади списаны с родителей автора. Дядя Митя - это дед Владимира Павловича, который жил на Урале. Баба Шура - родная сестра бабушки. А вот голуби были в жизни самого автора. Одно время в доме Гуркиных жил его дядя, брат матери. Он разводил голубей и был отпетым хулиганом. Когда его посадили за драку на два года, ухаживать за голубями пришлось Володе Гуркину.
Натуру для сибирской деревни нашли за тысячи километров от Черемхово: в Карелии, в Медвежьегорске. Дом для съемок арендовали у местных старичков. Съемочная группа пристроила им веранду и застелила досками двор, а также построила голубятню. Драматург вспоминает, что фильм снимался с хорошим настроением, в теплой творческой обстановке.
"Все актеры относились друг к другу с нежностью и заботой. Потом группа ежегодно встречалась дома у Меньшова в один и тот же день еще лет 15. Так мы все сдружились на съемках фильма".
Именно Александра Михайлова режиссер сразу видел в роли Васи: "Хотя съемки едва не сорвались из-за тогдашней востребованности Саши. Приходилось под него подстраиваться. Но без Михайлова я бы и снимать не стал. То же было и с Ниной Дорошиной, которая играла Надю в “Современнике”. Хотя на роль Нади я все же пробовал Любовь Полищук, предполагая, что Дорошина может отказаться “входить в одну воду” дважды. Полищук могла бы быть интересной в этой роли. Но получилась бы уже другая Надя, конечно.
Я очень рассчитывал, что деда Митю сыграет Олег Табаков. Но тут в его жизни возникла картина “Мэри Поппинс, до свидания!”, и роль там показалась ему более интересной. Так на съемочной площадке появился Сергей Юрский.
— На роль Раисы Захаровны я сначала пробовал Ольгу Яковлеву и Татьяну Доронину. Таню даже утвердил, — раскрывает режиссер секреты своего знаменитого фильма. — Но пока два месяца снимали другие сцены, возникла Гурченко и органично вписалась в нашу компанию. Если со взрослыми актерами определились достаточно быстро, то с исполнителями “детских” ролей возникли проблемы.
— Был проведен огромный отбор, — говорит Владимир Валентинович, — в результате которого Людкой стала Яна Лисовская из школы-студии МХАТ, она училась на одном курсе с Романом Козаком, Александром Феклистовым. Потом вышла замуж за немца, уехала в Германию и больше нигде не играла.
На съемочной площадке фильма “Любовь и голуби” Яна подружилась с моей дочкой Юлей. Они до сих пор часто созваниваются и подолгу общаются. А Леньку поначалу должен был играть другой парень. А одному из претендентов на эту роль Игорю Ляху ничего не сказали, забыли. В результате на съемках первой сцены с Ленькой встретились сразу два претендента на эту роль. Мне больше понравился Игорь. Он и сыграл Леньку. С Ладой Сизоненко, сыгравшей младшую дочь Кузякиных (ей тогда было 12 лет), я недавно случайно встретился. Она стала манекенщицей.
Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на все ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!
– Владимир Валентинович, какая сцена в фильме вам далась труднее всего?
– Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу.
Все это было снято в одном кадре! За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?» Гурченко ему подсказала. Дальше прошло все нормально.
Этот фильм есть в домашней коллекции почти каждой российской семьи: от водителя маршрутки, заканчивая министрами и космонавтами. Его смотрят поднять себе настроение и отдохнуть, когда становится невмоготу от диких реалий современной жизни. Такой успех не снился ни одной из новомодных страшилок с многомиллионным бюджетом. Наверно потому, что людям приятнее, когда есть над чем от души посмеяться, чем трястись от ужаса.